Арест Михаила Ходоровского: частный случай или начало нового курса?

   Леонид Белявский, Доктор политологии, Даллас, Техас

Многие Российские и западные аналитики называют день 25 октября 2003 года чёрным днём в истории России. В этот день в новосибирском аэропорту «Толмачево» был арестован самый богатый человек России, глава компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский. Что это? «Частный случай» борьбы государства с олигархом или поворотное событие в новейшей истории России, начало политического курса в политике Кремля?

Хотя арест Ходорковского вызвал огромный резонанс в большинстве цивилизованных стран, это событие было вполне предсказуемо. В течение уже многих месяцев российские силовые структуры последовательно и неуклонно атаковали компанию ЮКОС, которую ещё недавно президент В. Путин ставил олигархам в пример.

Противостояние началось 19 июня этого года, когда был задержан, а затем арестован начальник 4-го отдела службы безопасности «ЮКОСа» Алексей Пичугин. 1 июня был проведён обыск в доме приёмов «ЮКОСа», а на следующий день взят под стражу один из основателей империи Ходорковского, глава МФО «МЕНАТЕП» Платон Лебедев. Его увезли в СИЗО прямо с больничной койки. Затем последовали многочисленные обыски в офисах и отдельных подразделениях компании, вызов на допрос самого Ходорковского, предъявление обвинения президенту компании «ЮКОС-Москва» Василию Шахновскому. И логическим завершением этой многоходовой операции явился арест М. Ходоровского в Новосибирске.

В чём же обвиняется руководитель «ЮКОСа»? Генпрокуратура предъявила ему обвинения по 7 статьям Уголовного Кодекса. Это мошенничество, неисполнение решений суда, уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, причинение ущерба путём или злоупотребления доверием, подделка документов, присвоение или растрата. Конечно, список обвинений более чем внушительный, тем более, что сумма причинённого ущерба обвиняемым, как утверждает прокуратура, составляет 1 миллиард долларов. И если всё это будет доказано, то олигарха ждёт суровоё наказание. Но как обстоит с доказательной базой, мы, конечно, не знаем. Но знаем, что Ходорковский заявил в Басмановском районном суде города Москвы, где решался вопрос в отношении меры пресечения обвиняемого, что ни одно из этих обвинений не имеет никаких оснований. А если судить по делам других олигархов, как Б. Березовского или В. Гусинского, то российская  прокуратура не любит обременять себя сбором доказательств и действует на уровне времён Вишневского, когда ни о какой презумпции невиновности не могла быть и речи.

Вызывает множество вопросов, как ведётся следствие Генпрокуратурой. Она наложила арест на акции, составляющие 53 процентов уставного капитала ОАО «ЮКОС». Эти акции, находящиеся во владении «Yukos Universal Limited & “Hully Enterprises”, были помещены на депозитные счета в инвестиционном банке «Траст». По данным Агентства нефтяной информации, в протоколе задержания указано, что они «фактически принадлежат Ходорковскому Михаилу Борисовичу. Это откровенная фальсификация, поскольку эти ценные бумаги юридически принадлежат группе иностранных частных акционеров, большинство из которых не имеют прямого отношения к Ходоровскому. Такие действия прокуратуры являются грубейшим нарушением Уголовного- процессуального кодекса и Конституции Российской Федерации. И даже недавно назначенный главой кремлёвской администрации Дмитрий Медведев в своём интервью РТР призвал Генпрокуратуру в деле компании «ЮКОС» просчитывать экономические последствия своих действий. Он сказал, что «последствия не до конца продуманных действий незамедлительно скажутся в экономике, вызовут смущение в политической жизни» и  выразил сомнение в юридической эффективности ареста акций «ЮКОСа».       Арест М. Ходорковского  сильно ударил по российскому фондовому рынку. Буквально за первый час торгов капитализации на нём снизилось на 15 миллиардов долларов. А после сообщения о прекращении компанией «Exxon-Mobil” & “Chevron Texaco” переговоров о покупке «Юкос Сибнефти» нанесло ущерб России ещё на 25 миллиардов долларов.         Предъявленные обвинения к Ходорковскому- это лишь видимая часть айсберга. Чтобы понять это, достаточно вспомнить,  как в начале 90-х годов проводилась в России приватизация. Проводившаяся под руководством Анатолия Чубайса при неограниченной поддержке Бориса Ельцина приватизация осуществлялась в обстановке отсутствия конкуренции, в том числе со стороны иностранных инвесторов. Это привело к тому, что значительная часть материальных ценностей попала в руки морально нечистоплотных лиц, долгое время занимавших ключевые позиции в «теневой экономике», а подчас откровенно криминальных элементов. Пользуясь моментом, они растащили «бесхозный» капитал России. В печати, в ходе дискуссий нередко многие аналитики задают вопрос: «Каким образом, так называемые «олигархи» за 2-3 года стали обладателями сотен миллионов, а нередко и миллиардов долларов?» На этот вопрос пока никто не дал чёткого и конкретного ответа.

Владимир Путин, став четыре года назад президентом, заключил с олигархами негласное соглашение. Его обычно интерпретировали как обещание Кремля закрыть глаза на проступки олигархов, имевшие место в прошлом, в обмене на их «хорошее» поведение в настоящие время. Но его «нарушил» Михаил Ходорковский.

Создав на руинах советского энергетического сектора, крупнейшую в России частную компанию, перестроив свою фирму в соответствии с западной практикой, и даже начав переговоры о слиянии с американскими корпоративными гигантами, Ходорковскому почудилось, что он теперь человек свободный, имеющий возможность по своему усмотрению распоряжаться накопленным капиталом, не спрашивая ни у кого разрешения. Он допустил фатальную ошибку, выразив свою политическую позицию, и более того, посмел финансово поддержать правые партии либерально- демократического толка - «Союз правых сил» и «Яблоко». Для Путина, который всё более активно и неуклонно создаёт в России авторитарную систему власти, подобное поведение было равносильно мятежу и потому он пошёл на самые крайние меры в отношении  «ЮКОСа». Правда, Путин и сейчас заявляет, что он «категорический противник пересмотра результатов приватизации, даже если исходить из того, что эти результаты не являются идеальными.» В беседе с итальянскими журналистами высказал мнение, что те, кто осуществляли приватизацию договорились между собой жить по определённым правилам, по понятиям, а им всем нужно научиться жить по закону.» Очевидно, он арестом Ходорковского  хочет приучить российского бизнесмена «жить по закону.»

Чего же добились российские власти арестом Ходорковского? Сумели ли они поставить его на колени? Для такого вывода нет никаких оснований.

Более того, Ходорковский принял решение отказаться от руководства компанией «ЮКОС». И, конечно, это тактический ход а не капитуляция. Олигарх одновременно заявил, что он продолжит общественную и, возможно, политическую компанию с целью «построить в Россию открытое и действительно демократическое общество.» По мнению «Нью-Йорк таймс», его отставка расчистила путь не только для юридической защиты, но и даёт ему возможность, даже находясь в тюрьме, бросить вызов Путину на предстоящих в марте 2004 года президентских выборах. И этого может поставить миллионы россиян перед жестким выбором между двумя влиятельнейшими деятелями России, один из которых представляет власть, а другой деньги.

Конечно, общественное мнение в России по вопросу ареста самого богатого человека и уголовного преследования руководства компании «ЮКОС» в нынешних условиях не может быть однозначным. Ведь в этой стране произошло резкое расслоение населения по причине различного уровня материального благосостояния. Разумеется, что тех, кто остался на уровне бедности или даже за её чертой, не может радовать обогащение олигархов, нажитое во многих случаях сомнительными методами. Это подтвердило голосование, проведённое на ряде сайтов Интернета, в котором участвовало около 12 тысяч человек . 36 процентов респондентов считают, что арест Ходорковского  связан с переделом собственности, почти столько же назвали причиной ареста «политические амбиции» главы нефтяного концерта и только 21 процент согласились с инкриминируемыми ему преступлениями.

В результате отставки Михаила Ходорковского новым руководителем ЮКОСа стал гражданин Америки Семён Куклес. Ему 56 лет, в Москве закончил химико- технологический институт имени Менделеева, защитил диссертацию, в конце 70х годов иммигрировал в США и с 1982 года - гражданин этой страны. Он хорошо известен в американских нефтяных компаниях, его приглашали для работы в лучшие университеты и престижные фирмы. Но хорошо его знают в России, ведь он избирался по конкурсу президентом Тюменской нефтяной компании, был членом Совета директоров ЮКОСа. Но по сравнению с Ходорковским у него есть существенное преимущество: он американский гражданин и в отношении него генпрокуратура не может так бесцеремонно обращаться, как с российскими гражданами. Помимо Куклекса в правлении ЮКОСа ныне две ключевые позиции заняли коренные американцы: президент компании «ЮКОС- Москва» Стивен Тиди и вице-президент по экономике и финансам Брюс Мизимор. На первой же пресс-конференции Куксам заявил, что стратегия ЮКОСа не изменится, будет продолжено объединение с «Сибнефтью», компания выполнит все свои обязательства перед акционерами, и через 3-4 месяца всё в ЮКОСе стабилизируется. Всё это показывает, что главную стратегическую задачу в отношении олигархов Кремлю в полной мере реализовать пока не удалось. Но безусловно одно: арест Ходорковского означает, что в противоборстве власти и бизнеса наступил новый этап, заключающийся в переходе от грабительского капитализма к государственному капитализму. И думается, что не случайно арест Ходорковского совпал с отставкой главы администрации президента Александра Волошина. Ведь он представлял интересы ельцинской семьи и многих высокопоставленных чиновников из московской партии, вышколенных первым президентом России. И ему приходилось постоянно вступать в единоборство с питерской командой, состоявшей в основном из бывших генералов КГБ или сослуживцев президента, совместно работавших в петербургской мэрии. Все они пользовались покровительством Путина и стремились избавиться от тех, кто не входил в их команду. И можно констатировать, что на данном этапе кремлевские интриги были выиграны питерцами.

Хотя Волошин формально сам подал заявление об отставке, но ясно, что он ушёл потому, что почувствовал свою неспособность остановить наступление власти на бизнес, что он уже больше не может влиять на ситуацию в стране. Назначенный на место Волошина Дмитрий Медведев из питерской команды, лично предан президенту и потому можно считать, что в Кремле сформировалась единая команда, в управлении страной на первое место вышла силовая модель. Эти кадровые изменения вызвали озабоченность во многих подразделениях российской политической элиты, и прежде всего, среди правых партий либерально- демократического направления. Один из руководителей партии СПС Анатолий Чубайс откровенно признал, что это плохо и очень серьёзно. Он высказал опасение, что происходит смена курса в таких фундаментальных ценностях как отношения власти к демократии, построение гражданского общества. Роль интеллигенции, защита интересов бизнеса. В защиту Ходорковского, завоёванный демократии уже выступали многие правозащитные организации, голос которых пока остаётся не услышанным. Однако всё большее число людей России опасаются, что арест Ходорковского только начало отката к советскому прошлому, за ним могут последовать и другие подобные акции. Всё чаще россияне зададут вопрос: «А кто следующий?» и сходятся, что им может оказаться чукотский губернатор Роман Абрамович. У Кремля вызывает раздражение не столько его политическая активность, сколько покупка им спортивного клуба Chelsea, и попытка увести свои капиталы за границу.

Начиная войну с олигархами, Путин рассчитывал, что ведущим западным странам сейчас не до того и они должным образом не отреагируют на карательные действия Генпрокуратуры. Однако Белый дом, даже с учётом нежелания ухудшать отношения с Кремлём, не мог долго хранить молчания. И пресс- секретарь госдепа США Ричард Баучер вынужден был «просить российские власти развеять тревоги о том, что дело ЮКОСа имеет политическую подоплёку», призвал Москву применять правовые нормы «справедливо, а не избирательно». Но ещё более резко выступили многие общественные деятели США. Бывший зам министр финансов Стюарт Айзенстат задал вопрос: «Не проглядел ли Вашингтон сползания России в авторитарность.» А бывший зам министр обороны Ричард Перл, ныне постоянно консультирующий руководство место в большой восьмёрке.» Сенатор- Республиканец Джон Маккейн был первым из числа законодателей, кто открыто в своей речи в Конгрессе призвал президента США наказать своего российского коллегу за преследования Ходорковского. По его мнению, Буш не должен приглашать Путина на предстоящую в июне 2004 в американском штате Джорджия встречу лидеров 8 наиболее индустриально развитых стран. Он призвал Экспортно- импортный банк в США и Корпорацию частных заграничных инвестиции отозвать гарантии всех видов капиталовложения в Россию, а также сохранить поправку Джексона- Вэника. Джон Маккейн, возглавляет в Сенате комитет по торговле и имеет возможность реализовать многое из своих предложений. Очевидно, поэтому посол Росси в Вашингтоне Ушаков незамедлительно отозвался на выступление американского сенатора, заявив, что оно содержит «злонамерный наскок, заряд лжи и ненависти, агрессивный выпад, возмутительное посягательство на российско-американское стратегическое партнёрство.».

Безусловно Россия переживает важный и ответственный период в свое истории. Приходится констатировать, что в Кремле взял и верх питерские чекисты, а страна возвращается в лоно тоталитаризма. Надежды на демократическое развитие тают в геометрической прогрессии. Всё более очевидным становиться, что Россия движется в неверном направлении и изменить вектор этого направления навряд ли кто-либо окажется в состоянии.    



 © 2000-2003 Национальная, русско-американская газета "Русская Америка"
ВНИМАНИЕ! Данная ИНТЕРНЕТ-страница защищена законами США об авторских правах и международными соглашениями. Незкаонное воспроизведение, или распространение частей и элементов данного сайта влечет гражданскую и уголовную ответсвенность.